МАОУ лицей № 1 имени А.С. Пушкина г. Томска
Томск
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС)

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    • единство образовательного пространства Российской Федерации;
    • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    с 01.09.2023 года 10 классы переходят на обучение по обновленному ФГОС СОО и Федеральной образовательной программе среднего общего образования

    О стандарте начального общего образования

    Особенностью стандарта является деятельностный подход в обучении, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Неотъемлемой частью стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».

    Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Все виды которых рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

    Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентирование младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся»

    На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

    О стандарте основного общего образования

    Стандарт общего образования ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

    Особенности стандарта:

    • вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.
    • деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
    • у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

    О стандарте среднего общего образования

    Определяет 5 профилей обучения:

    • Естественно-научный
    • Гуманитарный
    • Социально-экономический
    • Технологический
    • Универсальный

    Предусматривает изучение обязательных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности. Каждый профиль предусматривает 3/4 учебных предмета с углубленным изучением по соответствующим профилю предметным областям и (или) смежным с ними предметными областями. 

    Стандарт, таким образом, раскрывает возможность формирования индивидуального учебного плана обучающегося.

    Функциональная грамотность

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике