Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 39 кабинетов, в том числе специализированные классы. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованных кабинетов для занятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов не предусмотрено.
Обеспечение условий обучения в учебных кабинетах для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями выполняется посредством организации индивидуального рабочего пространства в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, требующих сопровождения в образовательном учреждении, дополнительно организуется рабочее место сопровождающего, обеспечивающего непосредственную близость к сопровождаемому лицу.
Подробнее о кабинетах
Специально оборудованных кабинетов для занятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов не предусмотрено.
Обеспечение условий для проведения практических занятий на объектах проведения практических занятий в учебных кабинетах, лабораториях, кабинетах практической деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями выполняется посредством организации индивидуального рабочего пространства в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, требующих сопровождения в образовательном учреждении, дополнительно организуется рабочее место сопровождающего, обеспечивающего непосредственную близость к сопровождаемому лицу.
Специально оборудованных кабинетов для занятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов не предусмотрено.
Обеспечение условий использования библиотекой инвалидами и лицами с ограниченными возможностями выполняется посредством организации индивидуального рабочего пространства в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, требующих сопровождения в образовательном учреждении, дополнительно организуется рабочее место сопровождающего, обеспечивающего непосредственную близость к сопровождаемому лицу.
Специально оборудованных объектов спорта для занятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов не предусмотрено.
Обеспечение условий использования объектов спорта инвалидами и лицами с ограниченными возможностями выполняется посредством организации индивидуального рабочего пространства в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Подбор спортивного инвентаря развития и поддержания здоровья осуществляется педагогом физического воспитания в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Набор спортивного инвентаря может включать: специальную гимнастическую скамью, тренажер, сухой бассейн, массажную дорожку "Следы", тренажер координации и др.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, требующих сопровождения в образовательном учреждении, дополнительно организуется рабочее место сопровождающего, обеспечивающего непосредственную близость к сопровождаемому лицу.
Применение средств обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями осуществляется в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, санитарных норм применения специализированных средств обучения и воспитания. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется педагогом в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, санитарных норм.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, требующих сопровождения в образовательном учреждении, дополнительно организуется рабочее место сопровождающего, обеспечивающего непосредственную близость к сопровождаемому лицу, доступ к необходимым средствам обучения и воспитания.
Выделенных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов не предусмотрено.
Обеспечение условий доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационных сетям инвалидам и лицами с ограниченными возможностями осуществляется на общих основаниях в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, требующих сопровождения в образовательном учреждении, дополнительно организуется доступ для сопровождающего лица, обеспечивающего визуальный контроль деятельности сопровождаемого лица.
Обеспечение условий доступа к электронным образовательным ресурсам инвалидам и лицами с ограниченными возможностями осуществляется на общих основаниях в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Выбор формы использования и вида электронного образовательного ресурса осуществляется учителем в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, требующих сопровождения в образовательном учреждении, дополнительно организуется доступ для сопровождающего лица, обеспечивающего визуальный контроль деятельности сопровождаемого лица.
Общежитий и интернатов не предусмотрено.
Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ в здание образовательной организации организуется в соответствии с конструктивными особенностями здания, территориальным расположением, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и возможностями отдельных категорий обучающихся, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ в здание осуществляется через 6 входные группы (2 со стороны спортивных объектов, 4 со стороны внутреннего двора здания - центральный вход).
Для обучающихся особой группы - инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с условиями:
- доступность для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- центральный вход в здание оборудован пандусом, имеющим достаточную ширину и угол наклона.
- передвижение по зданию осуществляется посредством сотрудников лицея, выполняющие функции сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, требующих сопровождения в образовательном учреждении, имеются подготовленные сотрудники, выполняющие функции сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в части нарушений опорно-двигательной функции, нарушений зрения и слуха.
Общежитий и интернатов не предусмотрено
Применение средств обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями осуществляется в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, санитарных норм применения специализированных средств обучения и воспитания. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется педагогом в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, санитарных норм.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, требующих сопровождения в образовательном учреждении, дополнительно организуется рабочее место сопровождающего, обеспечивающего непосредственную близость к сопровождаемому лицу, доступ к необходимым средствам обучения и воспитания.
Об оборудованных учебных кабинетах
Мастерские и лаборатории
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории и классы технологий.
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта.
Созданы крытые и открытые объекты. Все объекты соответствуют нормам СанПин и отвечают требованиям безопасности, доступности (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья) и экологичности.
В лицее реализуются программы развития зимних видов спорта, в соответствии с чем занятия в зимний период, для 5 -11 классов, осуществляются на коньках.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В соответствии с общепринятой типологией средств обучения и воспитания лицей использует следующие виды:
Печатные
учебники и учебные пособия соответствующе образовательным программам предоставляются лицеем из фонда библиотеки
раздаточный материал предоставляется лицеем на основе методических разработок педагогических работников лицея и соответствует образовательным программам
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
применяемые электронные образовательные ресурсы предоставляются на основе перечня разрешенных для использования в образовательном процессе ЭОР
Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
Тренажеры и спортивное оборудование.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы и методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей интерактивных комплексов с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза звука, текста, гpафики, живого видео.
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей и принципов наглядности, доступности и т.д.
- сотворчество педагога и обучающегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения определяется общим развитием технического потенциала образования. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств обучения, развитие сети Интернет сильно изменило и требования к разработке средств обучения.
Деятельность образовательной системы сегодня определяется фактором жизнеспособности, сохранения и развития культурных и духовных компетенций обучающихся. Воспитательная работа ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка.
Личностно - ориентированное обучение и воспитание играет важную роль. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идет через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей воспитательной системы личность ребенка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития, реализовать природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого, перестроить содержание образования, создать атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создающие условия для творчества и самоактуализации личности.
1. Общение как средство воспитания
Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в различных видах деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, обучающийся получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени и успешной социализацией обучающихся. Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях, поэтому мы уделяем огромное значение социализации учеников, развитию навыков коммуникативного общения через отработанную систему психологических тренингов, различных видов социального проектирования. Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его специфика в системе воспитания проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.
В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения:
- непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника;
- опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
Педагогическое общение – это не только общение воспитателя и воспитуемого, но и общение воспитанников между собой. Общение со сверстниками – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога обучающегося как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в воспитательном процессе. Эффективность педагогического общения определяется тем, на какой стиль общения с учениками ориентируется учитель. Под стилем педагогического общения понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер его взаимоотношений с детьми; творческая индивидуальность педагога, особенности учащихся. Мы выделяем главной особенностью стиля сотрудничества участников педагогического взаимодействия демократию. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов характерны активно-положительное отношение к обучающимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким учителям свойственны глубокое понимание обучающихся, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
- выясняют условия совместного выполнения задания;
- организуют его взаимное обсуждение;
- фиксируют ход совместной работы;
- обсуждают полученные результаты;
- оценивают успехи каждого;
- утверждают самооценки членов группы;
- совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
- проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности повышаются при следующих условиях:
- в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
- она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
- социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
- совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3.Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через -дежурство по классу, школе;
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр организационно-деятельностных, соревновательных, сюжетно-ролевых.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал на 200 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; танцевальный зал; несколько помещений для школьных кружков.
Условия охраны здоровья обучающихся
Система обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся, сохранение психического и физического здоровья школьников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, в процессе обучения является одной из приоритетных задач в деятельности лицея.
Объектом является состояние охраны труда на рабочем месте обучающихся:
- в предметном учебном кабинете,
- в специализированном учебном кабинете,
- в лаборатории
- в мастерской
- в помещениях для занятий физической культурой и спортом
- в помещениях внеурочных занятий
- на территории сооружений спортивного назначения
- в местах общего пользования (коридорах, уборных, рекреациях и холлах)
- на всей территории лицея
Управляющим органом охраны труда и ответственным за обеспечение безопасности образовательного процесса является директор, который действует в соответствии с законами Российской Федерации и Трудовым Кодексом.
Организация, координация и контроль работы по охране труда и обеспечение безопасности образовательного процесса осуществляет Специалист по охране труда. В лицее имеется медицинский кабинет, который состоит из кабинета врача, процедурного кабинета. Медицинский кабинет полностью укомплектован необходимым медицинским оборудованием, сформирован штат медицинских работников в составе врача-педиатра и медицинской сестры. Осуществляется медицинское сопровождение обучающихся во время образовательного процесса. Медицинские работники осуществляют контроль за лекарственными препаратами аптечек учебных кабинетов повышенной опасности, регулярно пополняют лекарствами эти аптечки в соответствии с утвержденным списком медикаментов. Кроме того, медицинские работники анализируют состояние здоровья школьников, в том числе с ОВЗ, организуют профилактические осмотры обучающихся, оказывают консультативную помощь участникам образовательных отношений (сотрудникам лицея, включая администрацию, педагогический персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал, обучающимся, законным представителям обучающихся), организуют работу по гигиеническому воспитанию детей и родителей (законных представителей) обучающихся, занимаются иммунопрофилактикой и др.
При возникновении эпидемии и/или в связи с карантинными мероприятиями медицинские работники разрабатывают план профилактических мероприятий и осуществляют функции контроля его исполнения сотрудниками лицея, реализуют план профилактических мероприятий.
В лицее организовано психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в том числе лиц с ограниченными возможностью здоровья. Психологическая служба лицея представлена 4 специалистами, работает психолого-педагогический консилиум.
Активное сотрудничество
- с медицинскими организациями ООО «Центр консультаций и медицинских осмотров» и МЛПМУ «Детская городская больница № 1» в части медицинских осмотров сотрудников и обучающихся
- с министерством чрезвычайных ситуаций РФ, министерством внутренних дел РФ в части профилактики правонарушений и поведении в условиях ЧС
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям
В постоянном режиме функционируют четыре компьютерных класса, два лингафонных кабинет. Оснащены компьютерами: библиотека, кабинеты администрации, психологов, актовый зал. Компьютерный парк школы содержит 228 компьютеров. Во всех предметных кабинетах есть автоматизированное место учителя. Все компьютеры школы объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет по отдельно выделенному высокоскоростному каналу.
Использование телекоммункационных сетей в лицее обуславливается необходимостью применения информационных ресурсов и систем в образовательном процессе, как на стадии подготовки к урокам, так и в процессе проведения занятий.
Таким образом, в лицее, выделены два вида доступа к телекоммункационным сетям лицея посредством:
- Мест общего пользования (библиотека, кабинеты информатики)
- Мест индивидуального пользования (учительская, рабочее место учителя в предметных кабинетах, лаборантских, лабораториях и пр.)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям лицея осуществляется по первичным идентификационным признакам (логину, паролю) и обслуживается сервисными службами программного обеспечения серверного оборудования управляемого инженером лицея.
Лицей, предоставляет доступ
к информационным системам:
- Подсистема Государственной информационной системы Образование Томской области Сетевой город: Образование: http://edl1.tomsk.ru
- Подсистема Государственной информационной системы Образование Томской области Е-услуги: Образвание: https://euslugi.tomedu.ru
- федеральная информационная система “Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении” (ФИС ФРДО): http://fis-frdo.ru
- Федеральная информационная система оценки качества образования (ФИС ОКО): https://fis-oko.obrnadzor.gov.ru
- Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО): http://www.egisso.ru
- Система Учета заболеваемости и посещаемости обучающихся (подсистема внутреннего документооборота)
- Система интерактивного информационного ресурса Официальный сайт: http://gimnazy1.tomsknet.ru/
- Системы социальных сервисов (В контакте: http://vk.com/lyceum1tomsk, Одноклассники: https://ok.ru/lyceum1tomsk)
- Система формирования индивидуального учебного плана (подсистема внутреннего документооборота)
- Система Паспорт школы (подсистема внешнего документооборота)
- и др.
доступ и его уровень определяется системой аутентификации и предоставляется на безвозмездной основе.
Информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности школы включает в себя следующие средства:
- Локальная компьютерная сеть с контент-фильтруемым доступом к Интернет
- Локальный сервер ресурсов
- 228 персональных компьютера
- Мультимедийных проекторов – 54
- Лазерных принтеров – 16
- МФУ – 54
- Интерактивных досок – 54
- Интерактивных приставок – 1